НейроВизор – тематический нейромаркетинговый рейтинг рекламных видеороликов, которые транслировались на телевидении в течение года. Он составляется на основе психофизиологических данных, полученных в ходе исследования потребителей в момент просмотра рекламы. Ролик демонстрируется респондентам, реакция которых замеряется с помощью ЭЭГ (считывает биоэлектрическую активность мозга), айтрекера (устройство для отслеживания движения глаз и фиксации взгляда) и полиграфа (фиксирует показатели дыхания, сердечно-сосудистой активности и электрического сопротивления кожи).

Пять лет назад ведущая нейромаркетинговая компания России Нейротренд начала работу над уникальным проектом, который был призван перевернуть привычную жизнь рекламного рынка в сегменте аналитики и оценки рекламы.

Ломать привычки – дело сложное и часто неблагодарное, на дерзнувших в обязательном порядке летят камни профессионалов рынка, имеющих свои укоренившиеся привычки, и шипят хейтеры в уютных чатиках. Зато потом ломки заканчиваются и наступает новый конструктивный и качественный виток работы. Поэтому мы в Нейротренд понимали, что подходить к такой задаче можно только с сильными тылами, а точнее базой данных, на основании которой можно строить всю аналитику. В результате перед стартом проекта почти год компания занималась внутренними ежемесячными замерами новой рекламы, выходящей в течение месяца, наращивая базу аналитики. Когда база замеренных роликов превысила 850 штук, когда по всем ним были рассчитаны нейромаркетинговые показатели, когда появилась возможность предложить рынку систему объективных координат для оценки их рекламы, Нейровизор был открыто представлен рынку.

Сегодня Нейровизор – это тематические рекламные подборки, объединяющие компании, работающие на одном рынке, чтобы сравнивать данные по восприятию своей рекламы с данными по рекламе конкурентов.

1. Система оценок в Нейровизоре: всего можно заработать16 звёзд

Как ролики получают звёзды в рейтинге?

В основе рейтинга лежат значения роликов по четырём нейромаркетинговым показателям: интересу, вовлеченности, запоминаемости, вниманию. Каждый показатель измеряется по стобальной шкале и разделён на 5 равных квинтилей или групп от меньшего к большему значению показателя. Также по каждому показателю рассчитано среднее значение по всем замеренным роликам. Всё это позволяет сравнивать свою рекламу с конкурирующими роликами и со средними значениями.

Звёзды в Нейровизоре присваиваются следующим образом:

Ролик получает звезды в зависимости от попадания в тот или иной квинтиль по 4 показателям. В случае попадания ролика в первый квинтиль ролику присваивается 4 звезды, во второй – 3 звезды, в третий – 2 звезды, в четвертый – 1 звезда. При попадании в нижний квинтиль ролик не получает звезд. Соответственно, всего ролик может набрать не более 16 звезд.

Расчет каждого из 4-х показателей для ролика
Попадание ролика в определенный квинтиль по каждому показателю
Присвоение от 1 до 4 звезд в соответствии с квинтилем по каждому показателю
Суммирование звезд и определение ролика в одну из категорий

В каждом исследовании участвуют не менее 30 респондентов.

В результате рекламу оценивают по четырем основным нейромаркетинговым показателям: внимание, интерес, эмоциональная вовлеченность и запоминаемость.

2. Выдающийся ролик – разбор поведенческого психолога

В конце каждого выпуска Нейровизора мы представляем подробный анализ одного из рекламных роликов. Как правило, это ролик, набравший либо самые высокие, либо самые низкие оценки. Наш поведенческий психолог даёт общий разбор ролика с объяснением удачных и неудачных приёмов и механики их работы, а также сцен, вызвавших интересную реакцию аудитории, а главное, рассказывает, чем такая реакция обусловлена.

2.1 Поэпизодная динамика показателей

Вовлеченность и внимание – два показателя, которые можно проследить в динамике. В Нейровизоре мы даём графики изменения этих двух показателей для лучшего или худшего ролика и вы сможете посмотреть, что же было с вниманием и вовлеченностью аудитории в конкретный момент времени.

Вы узнаете, что именно видели зрители на пиках реакций, хотя мы рекомендуем не зацикливаться только на них, а смотреть изменение тренда в динамике, ведь наши реакции взаимосвязаны.

2.2. Тепловые карты – сканпассы

Большая часть информации воспринимается людьми через глаза. Определенные элементы рекламного ролика, такие как продукт, слоган, информация о характеристиках продукта, логотип зритель должен замечать. Но что если ваш яркий визуальный ряд полностью перетягивает на себя внимание аудитории и информация с отличительными характеристиками продукта или выгодными условиями его приобретения теряются? В нашем разборе мы обращаем ваше внимание на подобные кадры и даем объяснение таких сцен.

Ну и в завершение хотим отметить, что расширенные данные и аналитика по всем роликам Нейровизора доступны на коммеческих условиях. За счёт того, что акцент Нейровизора перемещается на отраслевые выпуски, такая информация становится по сути аналитикой конкурентного рынка, только информация представлена не о бизнесе коллег по цеху, а о маркетинговых войнах, в которых вы участвуете.

Ассортимент безалкогольных газированных напитков широко представлен на российском рынке, при этом новые товары и бренды с эффектным позиционированием продолжают появляться на полках магазинов. В новом выпуске Нейровизора мы рассмотрели 10 рекламных роликов как известных нам брендом, так и новичков, ролики для разных целевых аудиторий и с различными сюжетами. Так с уходом Coca Cola из России, появилось много отечественных аналогов, часть рекламных роликов «новой колы» мы включили в рейтинг. Но как продукты и бренды выделяются в условиях высокой конкуренции и обширного ассортимента? Ознакомьтесь с нашими данными и советами в статье ниже.

Критерии оценки

Для того, чтобы рекламное сообщение было эффективным, оно должно привлечь внимание потенциального потребителя. Анализ нашего рейтинга рекламных роликов показал, что большинство из них не было достаточно привлекательными для зрителей. Половина из них получила две звезды, оставшаяся половина роликов — только одну.

Наибольшее количество баллов – 50 – набрал рекламный ролик бренда FANTOLA.

Ролики минеральной воды Святой источник и Borjomi заняли второе и третье места соответственно, несущественно отстав от победителя.

Наименее эффективными оказалась реклама от брендов Добрый и Ильинские Лимонады, они заняли последнее место, с результатом в 42 балла каждый.

Неинтересных роликов в нашем рейтинге нет, все получили высокие баллы по этому показателю.

Первое место занял рекламный ролик Borjomi, который использовал стратегию интриги с помощью вступительной фразы «Мир искусственных красителей и усилителей вкуса исчезнет». Возбуждает интерес, не правда ли?

Рекламный ролик про «новую колу» от Funky Monkey занял второе место, мультипликационная отрисовка танцующей банки колы вызвала интерес у зрителя.

Семейный ролик сока Добрый единственный набрал 3 звезды и замкнул рейтинг.

Почти все рекламные ролики в нашем рейтинге смогли эмоционально вовлечь зрителей, что подтверждается высокой оценкой по данному показателю — 9 роликов вошли в зеленую зону. Однако, один из роликов получил лишь 2 звезды и почти в два раза по баллам отстал от большинства.

На первом месте с равным результатом оказались три рекламы напитков: природная ароматизированная вода Borjomi, кола от Funky Monkey и минеральная вода Aqua Minerale. У каждой рекламы свой уникальный сюжет и приемы, но все они смогли вызвать эмоции у зрителей.

Рекламный ролик напитка Байкал от Черноголовки, озвученный голосом, похожим на Николая Дроздова, ведущего знаменитой телевизионной передачи «В мире животных», получил 3 звезды.

На последнем месте оказался рекламный ролик Ильинских лимонадов, хотя ролик был ярким и молодежным, он не смог эмоционально вовлечь аудиторию в достаточной мере.

По этому показателю сильный разброс по баллам среди участников.

Только четыре видеоролика превысили среднее значение. Это означает, что большинство рекламных роликов неэффективны, поскольку не запомнились зрителям. Потребители, приходя в магазин или делая заказ напитков онлайн, скорее всего, не вспомнят о рекламе, которую видели.

Победу одержал рекламный ролик газировок FANTOLA — танцы, ритмичная музыка и повторение основной фразы ролика стали преимуществом среди конкурентов.

Второе место занял один из лидирующих роликов рейтинга — Funky Monkey, получив 73 балла и 3 звезды.

2 звезды у рекламы Черноголовки и Святого источника.

По 1 звезде получили ролики хорошо известных нам брендов — минеральной воды Aqua Minerale и Borjomi, сока Добрый и нового тоника от Rich.

У рекламы Очаково и Ильинских лимонадов самая низкая запоминаемость в рейтинге.

Разбор ролика Fantola

Этот ролик стал одним из лидеров как по сумме звёзд, так и по отдельным категориям, хотя значения показателей в каждой категории не максимальны. Этот ролик интересен ещё и тем, что в условиях развития импортозамещения приходится приучать потребителя к новым брендам, которые должны напоминать о привычных напитках — Фанте, Коле —, а также должны предлагать что-то новое. Как это сделать? Создатели ролика пошли своеобразным путём. В ролике нет как такового сюжета, нет призыва, нет стимуляции к покупке. Почему? Потому что сейчас важно, чтобы бренд запомнили, чтобы сформировались определенные ассоциации с весёлым энергичным состоянием. И это прекрасно удалось сделать. По сути весь ролик — это зажигательный танец, в котором ритмичные движения и повторение в такт слогана заставляют зрителя включиться и возможно даже двигаться в такт, притопывать и пританцовывать, повторяя вслед за танцующими героями «Цитрус– Кола–Лайм–Fantola». Известно, что именно многократное повторение припева под музыку способствует запоминаю, и не просто запоминанию, но и застреванию в голове одной фразы — «вирусный эффект». Вам приходилось когда-нибудь ловить себя на том, что вы про себя повторяете припев или несколько слов какой-то песни и не можете от этого отделаться? Вот он, «вирусный эффект».

Рассмотрим динамику основных показателей.

Интересно, что на первых секундах ролика, когда происходит демонстрация продукта, зрители не смотрят на название бренда Fantola, внимание привлечено к знакомому слову СОLA.

И только потом взгляд переводится на название бренда.

На четвёртой секунде, когда слоган повторили уже 2 раза, внимание направляется на название бренда. Ассоциация произошла!

Самый высокий пик положительных эмоций наблюдается с 6 по 8 секунду, где герой открывает банку и начинает пить, на лице блаженство, вокруг эффекты мультипликации – разлетающиеся брызги и кубики льда. Этот прием часто применяется в рекламных роликах в последнее время и часто нравится зрителям. Так что можно сказать, что и здесь создатели ролика в курсе основных трендов. Мы видим повышение эмоциональной реакции на фоне снижения вовлеченности — такая динамика показателей эмоционального состояния характерна для наслаждения, так и просится сказать «ох, кайф!». Хотя при этом происходит некоторое снижение показателя внимания — это связано с наличием большого количества конкурирующих стимулов.

В условиях стремительного движения, разлетающихся брызг и кубиков льда, самого движения руки с банкой, взгляд не успевает остановиться на чём-то. В то же время это создаёт ощущения динамики, яркости. Этот же эффект, но несколько слабее наблюдается и с конца 12 до 14 секунды.

Самый низкий по вниманию эпизод — это 8–9 секунды. Происходит быстрая смена танцующего парня на девушку. Образ парня становиться размытым, а потом вдруг на его месте появляется танцующая девушка. Но это ещё не все. При этом ещё и создается впечатление наклона, качания. Как будто зритель наклоняется в танце вместе с героями. Это вызывает сильное напряжение. Происходит потеря фокуса внимания, рост эмоциональной напряженности и снижение знака эмоции — ну точно, как будто закружилась голова! Ощущение нарушения равновесия часто вызывает когнитивное напряжение, но на 4 секунде, когда такой эффект применяется впервые в ролике, негативная эмоция слабее.

Конец ролика не очень удачный — происходит снижение внимания, рост эмоциональной вовлечённости на фоне снижения валентности. Такое ощущение, что у зрителя конец вызывает некоторое напряжение. В чем же дело? Вращение банок с напитками быстро переходит во вращение людей, которые их пьют, но эта смена и вращение происходят слишком быстро. Взгляд не успевает сфокусироваться. Демонстрируется много нерезких кадров.

Подводя итог, отметим основные достоинства и недостатки, а также пути повышения эффективности действия данного ролика.

В целом, ролик интересный, оригинальный и своевременный.

Прежде всего, у него оригинальная идея — вместо традиционного рекламного сюжета демонстрируется зажигательный танец с рекламируемым напитком. Но у этой находки есть и свои негативные стороны — это прежде всего возраст целевой аудитории. Конечно, этот ролик ориентирован на молодых. Но в данном случае, возможно, это не столь критично, ведь потребителями таких напитков в большинстве случаев являются именно молодые люди, которым нравятся такие танцы и музыка.

Вторым интересным приемом является использование мультипликации для усиления положительных эмоций. Мы не можем почувствовать вкус напитка при просмотре ролика, но данный эффект позволяет усилить воображение и как будто погружает в состояние наслаждения.

Многократное повторение слогана способствует хорошему запоминанию названия и созданию прочной ассоциации между названием бренда и напитками. Ритмически повторяющийся слоган с перечислением напитков и названием бренда становится «вирусной» мыслью.

Что же можно улучшить? Во-первых, в ролике много нерезких кадров. Возможно, создатели хотели таким образом создать ощущение динамики, быстрого движения. Но это мешает концентрации внимания и, как мы видели, часто вызывает когнитивное напряжение и негативную эмоцию.

Эффект «потери равновесия» оригинален и создает эффект включенности, но лучше было бы применять его в меньшем объёме.

Слишком быстрая смена планов с изменением положения ключевого объекта приводит к снижению общего показателя внимания. В конце следовало бы немного замедлить движение, и, как вариант, поменять местами вращение людей с напитками с вращением банок. Ведь очень важно, чтобы запомнили именно вид рекламируемых напитков, более длительная их демонстрация помогла бы, так зритель ещё раз прочитал бы надписи и увидел их изображение. Ведь по законам запоминания известен эффект края: лучше всего запоминаются первый и последний элементы.

Динамика показателей

На графиках представлены кривые, которые показывают изменение уровня внимания и вовлеченности во время просмотра рекламного ролика.