Расскажите, пожалуйста, где вы учились и как выбрали свою специальность?
То, что я хочу изучать мозг, я поняла в 12 лет. Мне хотелось узнать, каким образом мозг принимает решения. Помню, как эта идея пришла мне в голову. Мы приехали с мамой в отпуск на Черное море, где от нашего дома отдыха до моря вела дорожка. В один из дней я бежала по этой дорожке и буквально захлебывалась от счастья. Тогда я осознала, что ощущение, которое испытываешь, когда задыхаешься от счастья, абсолютно такое же, как когда задыхаешься от расстройства, от того, что что-то не получается. Сердце одинаково замирает и от страха, и от радости — с точки зрения физиологии это одно и то же ощущение. В тот день я поняла, что я хочу знать, почему так происходит.
Дело осталось за малым: нужно было решить, куда поступать. Выбор, хотя и небольшой, был. Можно было пойти в медицину и стать врачом. Тогда, в 1970-1980-е годы, о психологии знали не так много, как сейчас, поэтому в качестве врачебной специальности я рассматривала хирургию. С другой стороны, можно было пойти на биологический факультет МГУ (я родилась в Москве, поэтому рассматривала именно МГУ), на кафедру физиологии мозга. В итоге я поступила именно туда.
Какие предметы нравились вам в школе?
В школе в первую очередь я любила биологию и математику. Сейчас понятно, что наука о мозге не может существовать без математики. Мне также нравилась физика. К примеру, разность потенциалов, которые мы регистрируем в мозге человека, — это физические процессы. И химия. Она также нужна, чтобы получить понимание, как проходят процессы в мозге. Например, как действуют лекарства. На самом деле я всю жизнь воплощаю свою детскую мечту — изучать мозг.
Конечно, определиться с профессией в школьном возрасте не так просто. Но это именно то время, когда вы можете многое попробовать и понять, что вас больше всего интересует и приносит удовольствие. Старшеклассникам, которых интересует тема мозга, нужно идти в кружки, где изучают нейротехнологии.
Каким был ваш карьерный путь?
Мой путь не очень простой, как и у всех моих сверстников. Едва мы закончили университет, случилась перестройка и все в мире изменилось. Половина моего курса осталась в науке, а другая половина ушла. Я стала заниматься предпринимательством.
Я считала, что во всем нужно быть профессионалом, поэтому получила второе образование — экономическое. Работала и в Центральном банке, и в консалтинге. В начале нулевых возникли понятия «поведенческая экономика», «нейроэкономика» и «нейромаркетинг».
Тогда же я начала держать эти области в поле зрения, чтобы заняться ими сразу же, как только появится возможность начать создавать продукты для потребительского рынка. Для работы в этой области нужно было, чтобы произошел качественный скачок в сфере передачи данных и в их обработке. Это случилось после 2010 года — произошла миниатюризация устройств и появилась возможность беспроводной передачи информации.
Какие книги помогут разобраться в том, как наш мозг принимает решения?
-
«Думай медленно, решай быстро» Даниэль Канеман и Амос Тверски
-
«Воспитание машин. Новая история разума» Сергей Шумский
-
«Свобода воли с точки зрения нейробиологии» Майкл Газзанига
-
«Экономика впечатлений: как превратить покупку в захватывающее действие» Джеймс Гилмор, Джозеф Пайн II
Больше книг по нейромаркетингу можно найти в нашей подборке https://neurotrend.ru/pochitat
В одном из интервью вы говорили, что продукт, который выходит на пользовательский рынок, должен быть привлекательным
Рынку неинтересно знать, как изменилась частота сердечных сокращений, ему не нужны спектральные характеристики биоэлектрической активности мозга. Рынок хочет знать, если мы говорим о промо и рекламных материалах, что происходит с моим вниманием, что происходит с интересом, каков потенциал запоминаемости. Поскольку я занималась предпринимательством, я понимала, что нужно пользователям. У меня в голове существует четкий водораздел между фундаментальной наукой, которой важно разобраться в глубинных и узких механизмах, и прикладной, то есть тем, что можно предложить потребительскому рынку.
Путь любого изделия начинается с фундаментальной науки и идет через прикладную. Только пройдя его, изделие попадает в сферу рыночных продуктов. Без прикладной науки невозможно перепрыгнуть сразу в рынок. Тогда изделие будет неудобным, а проект — немасштабируемым. Все, чем занимается наша компания, — это научно обоснованный бизнес.
Какие специалисты работают в компании «Нейротренд»?
В сегодняшней системе образования нам интересны люди с двойными компетенциями. Например, человек закончил специалитет по физике, а диссертацию защитил по нейронаукам. Важно, чтобы человек понимал, что в разных науках действуют разные языки, умел разговаривать и думать на стыке наук. Область, которая связана с нейротехнологиями, междисциплинарная. Люди, которые имеют больше одного образования, быстрее адаптируются к работе.
У нас работают социологи, психологи, физики, программисты, математики-аналитики, нейрофизиологи. Многие из них с двойными компетенциями.
Как был придуман «НейроЧат»?
Идея «НейроЧата» принадлежит знаменитому ученому Александру Яковлевичу Каплану. Он один из самых главных и наиболее известных людей в мире, занимающихся интерфейсами мозг — компьютер. Российские ученые всегда были одними из самых почитаемых в мире. Они всегда находились на мировом уровне.
Наработки, которые легли в основу системы были сделаны в лаборатории интерфейсов мозг — компьютер в Московском государственном университете. Мы же первыми облекли эти наработки в форму продукта потребительского класса, то есть продукта, который можно использовать не только в больнице, но и дома. Мы сделали это, немного обгоняя время. Потому что сейчас это технология для людей с ограниченными возможностями здоровья, которая может быть интересна и остальным.
Будет ли «НейроЧат» применяться широко, не только людьми с ограниченными возможностями здоровья?
Все зависит от технологий. Сейчас он работает с одной скоростью, если возникнут новые алгоритмы и возможности более быстрой и более точной обработки сигнала, то «НейроЧат» будет расширять зону применения.
У системы есть лишь одно технологическое ограничение: это скорость, с которой можно с силой мысленного намерения писать текст. Пока это можно делать быстрее руками, то люди будут пользоваться руками. Но человечество в любом случае идет к новым каналам общения и к нейрокоммуникации.
Когда вы устанавливаете связь со своим мозгом, мы можем общаться не только с помощью речи и движения, но и напрямую от мозга. Для этого нам нужны технологические устройства. Уже сейчас существует большое количество нейрогарнитур, которые помогают натренировать внимание. Установив связь со своим мозгом, можно тренировать разные способности. Это можно делать и с помощью «НейроЧата».
Как изменится «НейроЧат», что будет с ним через пять, десять лет?
Думаю, это будет простое устройство, которое управляется не только компьютером, но и мобильным телефоном. «НейроЧат» станет возможностью дополнительной коммуникации, которая позволит силой намерения донести сведения до адресата. И конечно, мы сможем управлять внешними устройствами — силой мысли включать свет, подключаться к компьютеру.
На какие языки переведен «НейроЧат»?
Сейчас он переведен на шесть языков, но на самом деле мы переводим его по мере необходимости. Перевод «НейроЧата» на любой язык — неделя работы, это не составляет труда. Вначале мы перевели систему на английский, потом возник немецкий, потому что мы ездили на выставку, которая проходила в Дюссельдорфе. После изобретением очень заинтересовались турки, и мы перевели его на турецкий, потом — на казахский и так далее.
«Нейротренд» создал образовательный проект для школ. Что это такое?
Мы сделали продукт, рассчитанный на старшеклассников, который называется «Мастер НейроЧат». Это возможность изучить и опробовать технологию интерфейсов мозг — компьютер. У нас прописана методика работы не только с нашим чатом, но и с другими интерфейсами подобного рода. Это дополнительное образование. Не так давно мы представляли эту программу на учительском форуме в Домодедове. Фактически это усложненная версия конструктора нейромоделиста, настоящий нейрокоммуникатор, которым можно овладеть самостоятельно и научиться использовать в быту, к примеру, управлять игрой, подавая сигналы мозга. Когда мы готовились к домодедовскому форуму, учителя одной из школ совместно со школьниками прошли обучение и поняли, как пользоваться системой.
На открытии технопарка на ВДНХ финалисты одной из олимпиад, используя «НейроЧат», на скорость проходили лабиринт. Они впервые попробовали взаимодействовать с чатом лишь накануне соревнования и на следующий день уже полноценно работали с ним.
У нас также есть программа «Нейропринт», в рамках соревнований людей с ограниченными возможностями, использующих ассистивные технологии «Нейротрелон», организованных Отраслевым союзом «Нейронет», мы проводим секцию «Нейропринт», в рамках которой ребята с ограниченными возможностями здоровья соревнуются в скорости написания текста при помощи нейрокоммуникатора.