Два года назад ведущая нейромаркетинговая компания России НейроТренд начала работу над уникальным проектом, который был призван перевернуть привычную жизнь рекламного рынка в сегменте аналитики и оценки рекламы. Ломать привычки - дело сложное и часто неблагодарное, на дерзнувших в обязательном порядке летят камни профессионалов рынка, имеющих свои укоренившиеся привычки, и шипят хейтеры в уютных чатиках. Зато потом ломки заканчиваются и наступает новый конструктивный и качественный виток работы. Поэтому мы в НейроТренд понимали, что подходить к такой задаче можно только с сильными тылами, а точнее базой данных, на основании которой можно строить всю аналитику. В результате почти год компания занималась внутренними ежемесячными замерами новой рекламы, выходящей в течение месяца, наращивая базу аналитики. Когда база замеренных роликов превысила 850 штук, когда по всем ним были рассчитаны нейромаркетинговые показатели, когда появилась возможность предложить рынку систему объективных координат для оценки их рекламы, НейроВизор был открыто представлен рынку, ежемесячно стали публиковаться рейтинги 15 новых роликов. По прошествии 10 месяцев работы НейроВизора мы много чего поняли в отношении нашего проекта, тут помогли и вопросы-комментарии от читателей, и наши внутренние реалии, показавшие узкие места рейтинга, требующие доработки. Поэтому мы решили обновить НейроВизор и сегодня мы готовы официально представить вашему вниманию доработанный НейроВизор 2.0! В чём же его отличие от более ранней версии? Давайте разберёмся по пунктам..
1. Новая система оценки: 16 вместо 4 звёзд
Как ролики получают звёзды в рейтинге?
В основе рейтинга НейроВизора лежат значения роликов по четырём нейромаркетинговым показателям: интересу, вовлеченности, запоминаемости, вниманию. Каждый показатель измеряется по стобальной шкале и разделён на 5 равных квинтилей или групп от меньшего к большему значению показателя. Также по каждому показателю рассчитано среднее значение по всем замеренным роликам. Всё это позволяет сравнивать свою рекламу с конкурирующими роликами и со средними значениями.
По ранее используемой методике, в зависимости от того, по каким из 4х показателей ролик получал высшие значения, то есть попадал в Топ, он мог завоевать 4,3,2,1 или 0 звезд: все четыре нейромаркетинговых показателя на высоте, будет 4 звезды, хотя бы один выпал из топа, минус звезда и т.д. Но по мере развития НейроВизора мы поняли, что четырёхзвёздочная система не очень наглядно отражает действительность и требует слишком внимательного изучения рейтинга читателями. Например, ролик А может быть на границе 4 и 5 квинтилей, но всё же получить звезду а ролик Б, мог заработать всего на 2 балла меньше, быть очень близким к Топу, но не получить звезду, то есть оба ролика по данному показателю показывали высокие значения, но звезду получал только А, а чуть менее хороший Б вообще ничего не зарабатывал, хотя он тоже очень удачен. Поэтому первое новшество в НейроВизор 2.0 - замена четырёхзвездной системы на 16ти-звездочную.
Теперь звёзды в НейроВизоре присваиваются следующим образом: Ролику также присваиваются звезды в зависимости от попадания в тот или иной квинтиль по 4 показателям. В случае попадания ролика в первый квинтиль ролику присваивается 4 звезды, во второй – 3 звезды, в третий – 2 звезды, в четвертый – 1 звезда. При попадании в нижний квинтиль ролик не получает звезд. Соответственно, всего ролик может набрать не более 16 звезд.
2. Выдающийся ролик – разбор поведенческого психолога
С нейромаркетингом всё проще и понятней и жизнь играет новыми красками, когда вы маркетолог, работаете с аналитикой и готовы воспринимать информацию не клипово. Но как только информация становится массовым продуктом, а не заказанным исследованием, мы сталкиваемся с большим количеством читателей, которым не хватает «обычного человеческого общения», то есть объяснения, расшифровки транслируемых нейромаркетинговых показателей. Да и профессионалам всегда интересно услышать подробный разбор по ролику в целом. Поэтому в новый НейроВизор 2.0 добавлен новый и очень интересный блок – подробный анализ одного рекламного ролика, набравшего либо самые высокие, либо самые низкие оценки. Наш поведенческий психолог даст общий разбор ролика с объяснением удачных и неудачных приёмов и механики их работы, а также сцен, вызвавших интересную реакцию аудитории, а главное, расскажет, чем такая реакция обусловлена.
2.1 Поэпизодная динамика показателей
Вовлеченность и внимание - два показателя, которые можно проследить в динамике. В новом НейроВизоре мы будем давать графики изменения этих двух показателей для лучшего или худшего ролика и вы сможете посмотреть, что же было с вниманием и вовлеченностью аудитории в конкретный момент времени. Вы узнаете, что именно видели зрители на пиках реакций, хотя мы рекомендуем не зацикливаться только на них, а смотреть изменение тренда в динамике, ведь наши реакции взаимосвязаны.
2.2 Тепловые карты – сканпассы
Большая часть информации воспринимается людьми через глаза. Определенные элементы рекламного ролика, такие как продукт, слоган, информация о характеристиках продукта, логотип зритель должен замечать. Но что если ваш яркий визуальный ряд полностью перетягивает на себя внимание аудитории и информация с отличительными характеристиками продукта или выгодными условиями его приобретения теряются? В нашем разборе мы обращаем ваше внимание на подобные кадры и даем объяснение таких сцен.
Ну и в завершение хотим отметить, что расширенные данные и аналитика по всем роликам НейроВизора 2.0 доступны на коммеческих условиях. За счёт того, что акцент НейроВизора перемещается на отраслевые выпуски, такая информация становится по сути аналитикой конкурентного рынка, только информация там будет не о бизнесе коллег по цеху, а о маркетинговых войнах, в которых вы участвуете.
В каждом исследовании участвуют не менее 30 респондентов. В результате рекламу оценивают по четырем основным нейромаркетинговым показателям: внимание, интерес, эмоциональная вовлеченность и запоминаемость.
Мы выбрали 9 рекламных роликов онлайн-кинотеатров, которые транслировались на телевидении в течение года.
Критерии оценки
С приходом пандемии онлайн-кинотеатры ещё глубже вошли в нашу жизнь, и различные площадки стали активно бороться за подписку пользователей. Мы регулярно видим рекламу онлайн-кинотеатров даже на ТВ. Но насколько она эффективна? Привлекает ли она внимание? Вызывает интерес? Давайте по порядку.
Как показало наше исследование, рекламе этой категории не удалось приковать зрителей к экрану и получить за это 4 звезды. В целом по всей подборке уровень внимания невысок, но некоторые ролики все же показали себя с хорошей стороны. «МегаФон ТВ» и more.tv справились с задачей лучше других и попали в салатовую зону, а вот остальной рекламе не удалось добраться даже до отметки среднего значения. Хуже всего внимание зрителей привлекли «Триколор Кино и ТВ» и Okko, а потому эти ролики получают всего 1 звезду.
Тут креативщики хорошо постарались! Сюжетные линии роликов оказались очень интересны зрителям, и почти все из них получили отличную оценку. В этом рейтинге лидерами стали 4 рекламы, но самой выдающейся из них оказалась, конечно же, реклама МегаФона. Яркие, динамичные кадры и веселая музыка сделали свое дело: ролик показал прекрасный результат даже среди лидеров и получил целых 96 баллов!
Вместе с ним лучшими стали more.tv, «Билайн ТВ» и «Яндекс Плюс и КиноПоиск HD». Они тоже получили 4 звезды и большую заинтересованность зрителей!
Единственный ролик, который показался не очень интересным – это ролик Okko. Пока что он показывает не самые хорошие результаты, и уже второй раз оказывается на нижней позиции рейтинга.
Какие эмоции вызывают у вас эти ролики? Позитивные или негативные? При просмотре вы радуетесь или злитесь? А может удивляетесь? Какие бы эмоции вы ни испытывали, важно то, насколько сильно вы реагируете. И на этот раз приборы показали, что сильно! Целых 5 роликов подборки расшевелили эмоциональный фон зрителей настолько, что получили максимальные 4 звезды.
Но лучше всех с задачей справился «Билайн ТВ». Может все дело в очаровательном малыше-роботе? Или приятные воспоминания о даче вызвали столько эмоций? Так или иначе, приемы сработали!
Судя по всему, Внимание и Запоминаемость – не самые сильные стороны этой подборки.
И там, и там перешагнуть черту среднего значения удалось немногим. Единственным, кто выбился в зеленую зону по этому критерию, стал «Яндекс Плюс и КиноПоиск HD». Он оказался прямо на нижней границе салатовой зоны, но все-таки добрался до трех звезд и запомнился зрителям! Остальные же ролики проявили себя довольно слабо, а потому вспомнить, что это были за сервисы, и какие выгодные условия они предлагали, аудитории будет очень непросто. Но ведь это важно для рекламы!
Мы бы рекомендовали поработать над запоминаемостью каждому из роликов и в особенности «Триколор Кино и ТВ» и more.tv. Они показали самый низкий результат в этом рейтинге и почти не запомнились зрителям.
Разбор ролика «Яндекс Плюс и КиноПоиск HD»
Этот ролик стал одним из лидеров среди своей категории благодаря высоким показателям по эмоциональной вовлеченности и интересу. И это понятно. Неординарность сюжета, неожиданная смена планов – все это создает интригу. Но есть в восприятии этого ролика и загадка.
На первой секунде мы видим достаточно высокие показатели внимания – зрители всматриваются в лицо и даже в обстановке рок-концерта быстро опознают личность главного героя – Александра Паля. Но появление его в роли рок-музыканта, да еще и в таком экстравагантном, даже устрашающем виде вызывает шок, напряжение (высокие значения эмоциональной вовлеченности на фоне снижения знака эмоции). На 3-4 секунде происходит чудесное превращение героя, и мы видим повышение внимания. Взгляд зрителя прикован к этому перевоплощению. И когда мы видим его уже в ковбойской шляпе на фоне прерий, это вызывает интересную эмоциональную реакцию – положительную эмоцию на фоне некоторого повышения вовлеченности. Этот эпизод безусловно понравился и можно назвать эту эмоцию приятной заинтригованностью, азартом – но что дальше?
Следующий план – образ рисующей девушки – вызывает явное разочарование: падение вовлеченности и снижение знака эмоции.
При этом на 10-12 секунде несколько уменьшается показатель внимания, оно разделяется между двумя персонажами. Большую часть времени на 12-14 секунде эмоция не положительная и не отрицательная – это скорее интерес: «а что дальше?». А вот при появлении надписей ситуация меняется. Если мелкий шрифт внизу об условиях подписки практически никто не заметил – эта информация была явно преждевременна, то на слова «30 дней бесплатно» обратили внимание многие, и эта надпись вызвала положительную эмоцию, чего нельзя сказать про цену 199 руб.
На 15-18 секунде демонстрируются логотипы обоих рекламируемых сервисов: Яндекс Музыка и КиноПоиск HD. Но они мало привлекают внимание зрителей: здесь есть более интересные лица героев и двигающийся баннер, которые забирают на себя большую часть внимания. При этом логотип подписки Яндекс Плюс более или менее видели на протяжении всего ролика.
А вот в конце ролика надпись «Яндекс плюс» уже не вызывает ни внимания, ни интереса, ни ярко выраженных эмоций – ее уже достаточно видели на предыдущих кадрах.
Так в чем же интересная особенность этого ролика? Несмотря на то, что по данным анкетирования этот ролик понравился и был понятен аудитории, на протяжении большей части видео мы видим высокую эмоциональную вовлеченность на фоне нейтральной эмоции.
Основная эмоция ролика - удивление, попытка понять, в чем дело. Когда становится понятно – возникает положительная эмоция. И это эмоциональное напряжение удивления, интереса нравится людям - как если бы они решали необычную головоломку, а когда решили - получили удовольствие. Это очень хорошие показатели для сравнительно короткого (всего 20 секунд) ролика. Быстро, интересно, концентрированно!
Динамика показателей
На графиках представлены кривые, которые показывают изменение уровня внимания и вовлеченности во время просмотра рекламного ролика.